Первый ректор ЯГУ

Идея университетского образования в Якутии имеет давние корни. Хотя до революции 1917г. среди якутов грамотных было мало (0,7%), способная молодежь стремилась иметь именно университетское образование. Первый кандидат естественных наук Константин Гаврильевич Неустроев-Урсик (1858-1883), известный народоволец, первые врачи, юристы из якутов были выпускниками российских университетов. Многие якуты активно помогали открытию в 1888г. Томского университета, первого в Сибири. Один из попечителей Томского университета якут И.В. Ефимов с почестями был погребен в Томске в 1903г. Якутяне горячо поддержали идею создания второго университета Сибири в г. Иркутске. В Якутске с 1916г. проводились вечера по сбору средств для будущего университета. Никифоров Василий Васильевич (1866-1928) — лидер интеллигенции, один из зачинателей якутской художественной литературы, журналистики в статье «Иркутский университет и Якутская область» писал: «Для нас — якутян — нужен университет, хотя бы для того, чтобы отвоевать себе право на жизнь… Нам не только нужен второй Сибирский университет, нам нужен такой университет, который мы могли бы назвать своим» (Газета «Якутские вопросы») (1916, 14 сентября). Когда в сентябре 1918г. был открыт Иркутский университет, Якутская областная земская управа, руководимая В. В.Никифоровым, оказала университету денежную помощь для приобретения оборудования.
В 1919г. в сибирской газете первый якутский лингвист Семен Андреевич Новгородов (1892-1924) в статье «Якуты и университет» выдвинул идею о создании кафедры якутологии (якутского языка) и введении в программу Иркутского университета дисциплины по якутскому языку. Он хорошо понимал, что «очень и очень долго нужно будет ждать, пока откроется свой университет в центре далекой Якутии», что это свершится, но не «в близком будущем» (Газета «Мысль», 1919, 20 февраля). В годы советской власти первым вузом в республике стал педагогический институт, открытый 1934г.. Однако, идея об университете не покидала умы передовых людей. По материалам проф. И. С. Сивцева, инициатором открытия университета в Якутске на базе ЯГПИ с горным, сельскохозяйственным, медицинским факультетами еще в 1946г. стал Винокуров Илья Егорович (01.01.1896-01.01.1957), работавший первым секретарем обкома партии в 1946-51 гг.. Однако, реализация этой инициативы растянулась на 10 лет. Конечно, центральным ведомствам надо было убедиться в необходимости открытия университета именно в Якутии, так как на это претендовала и Бурятская АССР, с более развитыми коммуникациями, материально-технической базой, социальной сферой. Но была и другая причина. Инициатор открытия университета в Якутии И. Е. Винокуров с мая 1951г. по ноябрь 1952г. учился на Высших курсах первых секретарей обкомов, крайкомов и председателей Совминов, крайисполкомов при ЦК партии. Новый руководитель обкома С. З. Борисов, в период отсутствия в республике И. Е. Винокурова, начал кампанию по борьбе «с буржуазно-националистическими извращениями». С.З. Борисов политическую вину за появление известной книги Г. П. Башарина возложил на старое бюро обкома во главе с. И. Е. Винокуровым. Он заявил, что «бюро допустило политическую ошибку, отменив постановление бюро обкома ВКП (б) от 1 марта 1943 г., дававшее правильное направление в оценке творчества трех писателей, и приняв ошибочное постановление «О литературном наследстве якутских писателей Кулаковского, Софронова и Неустроева» от 16 октября 1944 г.» (См. доклад С.З. Борисова в «Социалистической Якутии» от 29 марта 1952 г.. В связи с выходом постановления бюро обкома от 6 февраля 1952г. крупному партийному и советскому работнику, к тому же прошедшему полуторагодичные «курсы повышения квалификации» первых руководителей обкомов, крайкомов была доверена только должность начальника СМУ-2 треста Якутстрой. Семен Захарович Борисов работал первым секретарем обкома долго, пока октябрьский Пленум обкома в 1965г. не освободил его от должности.
Участвовал ли А. Е. Мординов на этапе постановки вопроса об открытии в Якутии университета и в его дальнейшем отстаивании? Об этом документов пока не обнаружено. Но об инициативе И. Е. Винокурова, вероятно всего, он был информирован. Его не без основания считали «выдвиженцем» И. Е. Винокурова.
Решением бюро обкома от 21 августа 1956г. А. Е. Мординов (не исключено, что с подачи центральных ведомств, прежде всего, Министерства высшего образования) был утвержден ректором ЯГУ, Пермяков Дмитрий Власович — проректором по АХЧ. Василий Васильевич Алексеев писал, что «решение о ректоре было принято срочно при поддержке второго секретаря ОК КПСС В. В. Митюшкина (первый секретарь в то время находился в отпуске, при нем такое решение могло и не состояться)» (Алексеев В.В. Первые итоги (из воспоминаний ветерана) //Наука и образование. 1996, № 3. С. 155). В университете с самого начала первостепенное внимание было уделено постановке научной работы. Уже на первом заседании ученого Совета от 23 ноября 1956г. было решено составить план НИР на 1957г. и на пятилетку. Заместителем председателя Ученого Совета был избран доцент, кандидат геолого-минералогических наук Самодуров Петр Семенович, ученым секретарем — доцент, кандидат филологических наук Никита Спиридонович Григорьев (1906-1987) — один из крупных специалистов по якутскому языку. Была поставлена задача перед всеми кафедрами, преподавателями положить в основу всей учебной работы серьезную и глубокую научную деятельность. С тех пор одной из приоритетных целей ЯГУ стала его превращение в крупный научный центр республики. Была сформулирована общеуниверситетская проблема НИР: «Изучение истории, культуры, народного хозяйства и природных богатств Якутии». Был налажен регулярный выпуск Ученых записок, в 1957 г. проведены первая научная сессия (конференция), посвященная 40-летию Октября и специальная научная сессия, посвященная 325-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. 28 мая 1957г., выступая на заседании Ученого Совета, зам. начальника Главного Управления университетов, экономических, юридических вузов Минвуза СССР А. Ф. Шебанов с удовлетворением отметил, что «коллектив университета с первых дней своего существования стал на правильный путь, положив в основу всей своей работы научно-исследовательскую работу» (НА РС (Я). Ф. 828. оп 1.1, д.6, л. 76). Если на 1 октября 1956 г. в ЯГУ доктор наук был единственный — сам ректор А. Е. Мординов, доцентов, кандидатов наук — 34, то на 1 января 1959г. докторов наук, профессоров стало три, доцентов, кандидатов наук- 44.
Постановлением Совета Министров Союза ССР от 23 августа 1956 года на базе Якутского педагогического института создан Якутский государственный университет, который с 1 октября на­чал свой первый учебный год.
Открытие Якутского государственного университета является историческим событием в жизни народов Якутии — якутов, эвен­ков и эвенов, подлинным праздником их социалистической по содержанию, национальной по форме культуры.
О мудрости, остроумии, загадочной таинственности и даре провидения Мординова создавались своеобразные легенды. Некоторые из них касаются открытия Якутского госуниверситета. На вопросы «о тайне» этого события Авксентий Егорович отвечал, как обычно, односложно. «Единственный раз в жизни мне пришлось солгать перед самим Елютиным». Дело в том, что Авксентий Егорович и Вячеслав Петрович до этого не понас­лышке были знакомы друг с другом в связи с разбором дела по защи­те и утверждению докторской диссертации первого.
В.П. Елютину, тогдашнему председателю ВАК (Высшая Аттестационная комиссия при Совете Министров СССР до 1974 г. работала при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР. Она руководит присуждением ученых степеней и присвоени­ем ученых званий, контролирует качество диссертационных иссле­дований), по долгу службы приходилось ознакамливаться с множе­ством писем и сигналов от «чутких, принципиальных якутских уче­ных и бдительных коммунистов интернационалистов» о диссерта­ции и личности Авксентия Егоровича и беседовать с последним как с соискателем ученой степени доктора философии. Сигналы эти при­ходили беспрерывным потоком со дня поступления дел о защите докторской в Институте философии до ее утверждения на пленуме ВАК, т.е. с июня 1952 года по октябрь 1954 года.
Авторы заявлений в основном убедительно просили высшую аттестационную инстанцию обратить исключительно пристальное вни­мание на три момента: во-первых, на национализм Авксентия Его­ровича, который означается в данном случае каким-то непонятным словом «башаринец», во-вторых, на «очевидные» крупные недостат­ки и упущения его диссертации и, в-третьих, на недостойные для высокого звания коммуниста и будущего доктора философских наук его личные человеческие качества, как высокомерие, не гиб­кость, не общительность.
Авторы эту стадию обычного делового рассмотрения диссертации искусственно превратили в длительный, ажиотажный процесс досконального, изнурительного разбирательства, обсуждения и утверж­дения ее в ВАКе.
Желание «искателей истины» заключалось в том, чтобы Авксентия Егоровича не утвердили в ученой степени доктора наук, чтобы он остался на прежнем, равном с ними уровне и имел бы с ними одинаковую судьбу. Однако они не учли, самое меньшее, два глав­ных момента, что, во-первых, мудрость каким-то непостижимым обра­зом всегда побеждает ту именно судьбу, которую предначертали по­средственные, серые, бездарные и, во-вторых, мудрость своего народа.
Далекие предки этих жалобщиков справедливо отмечали, что «куhа5аннаах учугэй куустуспутунан сылдьаллар» — («плохое с хоро­шим ходят в обнимку») или «туох да барыта туомнаах» — («все дела­ется по своему обычаю»), или «учугэй куhа5аннаах, куhа5ан учугэйдээх» — («хорошее имеет плохие стороны, плохое имеет хорошие стороны»). Другими словами, точно неизвестно, но с древних вре­мен якуты имели ясное представление о взаимной зависимости и обусловленности явлений действительности, об оборачиваемости пло­хого в хорошее.
По предварительному проекту госуниверситет должен был открыться в Бурятии. Авксентий Егорович добился приема у министра Вячеслава Петровича и между ними состоялся такой разговор:
Имеются ли в Якутии научно-педагогические кадры и материально-техническая база для открытия госуниверситета?
У нас, Вячеслав Петрович, имеются и соответствующие для университета преподавательские кадры, и соответствующая материальная база, — как можно уверенно и невозмутимо достойно ответил Авксентий Егорович.
По специальности ученый-металлург, Вячеслав Петрович (1907 года рождения, на три года старше Авксентия Егоровича) одновременно с 1954 года был сначала министром высшего образования СССР, членом ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета СССР. Он, по словам самого Авксентия Егоровича, был очень добросовест­ным, авторитетным и интеллигентным человеком. Интеллигенты, умные, даже по-своему мудрые, находят взаимопонимание. Ведь к сердцу мудрому слова умные всегда путь-дорогу находят. Да и не только. В процессе общения Вячеслав Петрович проникся истин­ным уважением к Авксентию Егоровичу. На то были основания: ведь у Авксентия Егоровича была природная интеллигентность; и, как всякому истинному мудрецу, были свойственны умение многое ска­зать коротко и ясно, терпение и сдержанность — основа мудрости. Кроме того, свойственные Авксентию Егоровичу мудрость достигнутая не годами, а природным дарованием, скромность и внешняя невозмутимость его — умение скрывать свои чувства в глубине сердца — друг с другом всегда были в ладу. Иными словами, в конкретном типе личности Авксентия Егоровича скромность увеличивала его достоинства и была прямо пропорциональна его талантливости.
В просторном кабинете министра два человека вели речь об открытии очередного госуниверситета не в г. Улан-Удэ, а именно в старом восточносибирском г. Якутске. В данном, действительно, судьбоносном для всех народов Якутии разговоре Авксентий Егорович показал себя в глазах министра с выигрышной стороны, в пользу своей же мудрости. Почему? Потому что мудрый тот, кто с благора­зумием и большой проницательностью идет навстречу историческим обстоятельствам, в данном случае решениям очередного съезда КПСС, и еще потому, что мудрый учитывает актуальность в тот именно мо­мент, когда она необходима сегодня и завтра, а значит видит не только то, что под ногами, но и предвидит будущее.
К общему счастью нашему и наступлению утренней зари в жизни Авксентия Егоровича Мординова, в Москве с 14 по 24 февраля 1956 г. проходил исторический XX съезд КПСС, принявший Директивы партии по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 годы.
В Директивах, как говорится, отдельной строкой, как одна из первоочередных задач, было поставлено ускоренное освоение природ­ных богатств Восточной Сибири. После принципиального устного согласия министра высшего образования СССР В.П. Елютина на открытие очередного госуниверситета в Якутии, А.Е. Мординов встре­тился с первым секретарем областного комитета КПСС С.З. Борисо­вым. Как и ожидалось, Семен Захарович с огромной радостью и эн­тузиазмом пошел ему навстречу и по своим официальным каналам всячески способствовал тому, чтобы к началу 1956 учебного года Якут­ский госуниверситет начал свою деятельность, в сущности, истори­ческую.
Сегодня, спустя много десятилетий, определенный интерес представляет то, какие аргументы в пользу открытия государственного университета в г.Якутске выдвигал Авксентий Егорович? А они, судя по его статьям, посвященным этому великому событию, сводились к следующему:
партия на своем историческом съезде, высшем форуме коммунистов, сама поставила огромные задачи по резкому развитию про­изводительных сил в восточных районах страны;
партия также сама в своих директивах, руководящих указаниях, постановила «обеспечить правильное размещение высших учебных заведений в стране»;
партия также сама специально подчеркивала необходимость учета зональных особенностей отдельных районов при подготовке специалистов в высших учебных заведениях страны.
После таких общих замечаний Авксентий Егорович переходит к характеристике Якутской АССР. Строгое следование принципам философской категории общего, особенного и единичного, оказывается, организатору университета дает возможность неопровержимо обосновать, как говорится, железную необходимость открытия уни­верситета не где-нибудь, а именно в г.Якутске.
К особенностям относятся:
обширность территории нашей республики;
ее естественные богатства;
быстрое развитие производительных сил;
успешное осуществление всеобщего десятилетнего образования;
функционирование научно-исследовательских институтов и
филиала Академии наук страны;
рост местных научных кадров;
возрастающая необходимость подготовки высококвалифицированных кадров по самым различным специальностям;
и, наконец, особая роль Якутского господ института, действующего с 1934 года и подготовившего более двух тысяч педагогов с
высшим образованием. Около 40 его преподавателей стали кандидатами, а трое являются докторами наук.
Скажем, что в газете «Социалистическая Якутия» 12 октября 1934 г. И.П. Жегусов, первый директор-организатор и, кстати, земляк Авк­сентия Егоровича, опубликовал статью: «Открытие пединститута в Якутии — большая победа». В ней он писал:
«Институт ставит задачей подготовку для полных средних школ, рабфаков и техникумов высококвалифицированных преподавателей по основным дисциплинам в школах.
Институт, в условиях Якутии, должен стать научным центром педагогической и методической работы, особенно по тем вопросам и специальностям, которыми непосредственно занимается сам инсти­тут».
По мнению Авксентия Егоровича, все это подготовило объектив­ную базу для создания Якутского госуниверситета, обеспечивающего надежные условия для получения полноценного образования всеми жителями края, независимо от их социального и национального про­исхождения.
Следует предположить, что примерно такие же аргументы он выд­вигал, наверное, и при разговорах с министром В.П. Елютиным, и при встречах с высокопоставленными чиновниками местных влас­тей. (Забегая намного вперед, в скобках скажем, что в октябре 1972 г. в г. Волгограде состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция, посвященная 50-летию образования СССР. Из нашей республики в работе конференции принимали участие проф. А.Е. Мординов, доцент С.Н. Горохов и ст. преподаватель К.Д. Дьячковский. По свидетельству Кима Дмитриевича, увидев издалека В.П. Елюти­на, Авксентий Егорович громко воскликнул: «О, Вячеслав Петро­вич!» И, оторвавшись от своих, ушел к нему. Два давнишних прияте­ля крепко обнимались и достаточно долго о чем-то вели беседу…).
Будущий ректор, думая об открытии университета в своем любимом крае, помнил о достоинствах, приобретаемых личностью через образование. Они были отмечены еще Конфуцием. Общий смысл их сводился к тому, что:
стремление к человечности достигается через образование;
стремление быть правдивым достигается через образование;
стремление к прямоте и непосредственности достигается через
образование;
стремление быть отважным достигается через образование;
— стремление к непреклонности достигается через образование.
стремление к прямоте и непосредственности достигается через
образование;
стремление быть отважным достигается через образование;
— стремление к непреклонности достигается через образование.
Авксентий Егорович был совершенно убежден в том, что для масштабов сегодняшней и будущей Якутии иметь один пединститут ста­ло недостаточно. Нужны иной размах, иные перспективы! Нужен, нет, а просто необходим именно университет! Не просто высшее учеб­ное заведение, а то, которое будет являться одновременно учебно-научным, и то, которое будет объединять в своем составе несколько факультетов, на которых будет представлена совокупность различ­ных учебных дисциплин, составляющих фундаментальные основы научного знания. Если не сегодня, то завтра — обязательно, в свет­лых и просторных аудиториях студенты будут слушать лекции по настоящему ученых людей — доцентов, профессоров и академиков, некогда получивших путевку в бесконечный мир знаний в стенах этого же университета, а сами студенты будут втянуты в научно-исследовательскую деятельность, расширяя границы не только свое­го знания, но и, это главное, своей личности! Ведь образование в широком, философском смысле есть последовательное открытие собственной ограниченности, последовательное выдавливание собствен­ного невежества, это касается не только отдельной личности, но и целого народа, общества.
И сама мечтательная Якутия не имела, пожалуй, лучшей мечты: она будет горда своим университетом — «рассадником» знания, смелости, добродетели и юношеского веселья.
Каким громадным влиянием будет пользоваться университет! Он будет иметь за собой славную историю и его будет окружать ореол еще более славных легенд и не менее реальных дел.
Не будет, пожалуй, ни одного человека, который не вспоминал бы о своих университетских годах как о лучшем и светлом времени своей жизни. Ведь будут учиться, расти, развиваться и крепнуть молодые, а молодым людям так свойственно обожание, в этом выража­ется известная формула любви!..
Совет Министров Союза ССР своим постановлением от 23 августа 1956 года принял предложение Совета Министров Российской Федерации и Министерства высшего образования СССР об органи­зации в 1956 году на базе Якутского педагогического института — Якутского государственного университета.
Постановление Совета Министров Союза ССР
Об организации Якутского государственного университета
Совет Министра Союза ССР постановляет:
Принять предложение Совета Министров РСФСР и Министерства высшего образования СССР об организации в 1956 г. на базе Якутского педагогического института Якутского государственного университета.
Обязать Министерство просвещения РСФСР передать Министерству высшего образования СССР по состоянию на 1 июля 1956 г. все учебные здания, общежития, жилые дома и сооружения Якутского педагогического института с оборудованием и инвентарем, а также сметные ассигнования и план по труду, предусмотренные этому институту на 1956 год.
Обязать Министерство высшего образования СССР и Совет Министров РСФСР предусмотреть в плане проектных работ на 1957 и последую­щие годы разработку проектной документации на строительство учебных зданий и жилых домой для Якутского государственного университета.
Предусмотреть в шестом пятилетнем плане выделение необходимых капитальных вложений на строительство зданий для Якутского государствен­ного университета.
Разрешить Министерству высшего образования СССР израсходовать 3 млн рублей на приобретение учебного и хозяйственного оборудования для Якутского государственного университета за счет обшей сметы Министерства на 1956 год.
Увеличить Министерству высшего образования СССР на 1956 год план приема студентов на 600 человек, в том числе студентов-заочников на 200 человек, уменьшив Совету Министров РСФСР план приема студентов на 1956 год на 350 человек, в том числе студентов-заочников на 200 человек,
Разрешить Министерству высшего образования СССР:
а) отнести Якутский государственный университет к высшим учебным заведениям первой категории;
б) распространить на административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал Якутского государственного университета должност­ные оклады, предусмотренные пунктом 9 Постановления Совнаркома СССР от 18 февраля 1944 г. №179.
7. Обязать Министерство химической промышленности, Министерство черной металлургии СССР, Министерство автомобильной промышленности и Министерство торговли СССР поставить Министерству высшего обра­зования СССР оборудование и материалы согласно приложению.

Заместитель Председателя Совета Министров Союза ССР М. Первухин. Управляющий Делами Совета Министров СССР А, Коробов. Москва, Кремль. 23 августа 1956 г.
Неподдельная радость и сильный подъем духа обуяли всех, от молодых до старых. Ведь открывает свои двери новый госуниверситет для профессионального знания, для подлинного счастья!
Доцент, кандидат исторических наук Иван Михайлович Романов в газете «Якутский университет» от 29 сентября 1956 г. писал: «Мне вдвойне радостно и приятно работать в университете, — ибо посчастливилось быть современником и участником открытия двух вузов в Якутии — это Якутского пединститута в 1934 году и теперь универ­ситета. Нельзя не дорожить таким счастьем!»
29 сентября 1956 г. студент Иннокентий Артамонов, в будущем, известный поэт, в первом номере газеты «Якутский университет» опубликовал следующее стихотворение.
Университекка
Хотугу сир халлаанын
Уоттаах чолбоно буолан
Чочур Мыраан ар5аhын
Оройугар эн тыктын.

Ааннын киэнник аhан
Хоhуун дьоннор тахсыахтара,
Алмаас таас ча5ылынан
Кундээрэ туруо суоллара.

Барыахтара айанна
Эр хорсун санаалаахтык,
Уматыахтара туун дара5а
Уерэх сырдык кутаатын.

Саха сирэ бар5арыа
Университет кыымынан,
Модун Партия5а махтаныа
Тахсар саhар5а арыалынан.

Уерун-кетун — бугун
Университет аhылынна
Улуу Лена урдун,
Уйгу кытылын сырдата.
«У меня очень скромный пост. Я — швейцар ЯГУ. Но считаю свою должность такой же ответственной, как и все другие должности. Мне очень радостно трудиться в новом университете, где так много внимательных и хороших людей», — так писала в газету «Якутский университет» Г.А. Гребенкина.
30 сентября 1956 г. все газеты республики на целую полосу по крупному напечатали радостный заголовок: «Завтра открывается Якутский госуниверситет». Под этим заголовком было помещено При­ветствие Якутского обкома партии, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Якутской АССР.
В газете с восторженными статьями выступили Ю.Г. Шафер, кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией кос­мических лучей Якутского филиала Академии наук СССР, писатель Николай Золотарев-Якутский, заслуженный врач ЯАССР С. Титов, крановщица треста «Якутский» Г. Спиридонова.
Поэт С.Р. Кулачиков-Элляй писал:
Жизнь родной Якутии светла.
Партия, как завещал ей Ленин,
Кузницу науки нам дала.
А студентка первого курса М. Тарасова, выражая интересы и радость многих молодых людей того времени, прагматически воскли­цала:
«И вот радость! У нас открыт университет! Не надо никуда ехать, не надо гадать по карте, какой город выбрать».
На стадионе добровольного спортивного общества «Буревестник» состоялся торжественный митинг трудящихся города Якутска, посвященный открытию Якутского госуниверситета.
Молодежные газеты и многотиражка «Якутский университет» (до этого имевшая название «За педагогические кадры») вышли накануне торжества, 29 сентября 1956 г., с эпиграфом:
«Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической рабо­ты.
В.И. Ленин»
Эти газеты, как говорится, в хоре опубликовали следующую статью ректора А.Е. Мординова «Якутский государственный универси­тет и его задачи». В ней было сказано:
«XX съезд партии поставил огромные задачи по развитию производительных сил восточных районов страны, на территории которых находится 75 процентов наших запасов угля, 80 процентов гидро­энергетических ресурсов, 80 процентов лесов, громадные запасы цвет­ных и редких металлов.
Поставив задачу крутого подъема производительных сил восточных районов страны, XX съезд партии в своих директивах по шестому пятилетнему плану указал на необходимость «обеспечить пра­вильное размещение высших учебных заведений в стране, расши­рить подготовку специалистов в учебных заведениях, расположен­ных в районах Урала, Сибири, Дальнего Востока и Казахстана, для удовлетворения растущих потребностей этих районов в специалис­тах».
На съезде специально подчеркивалась необходимость учета зональных особенностей отдельных районов при подготовке специа­листов в высших учебных заведениях страны.
Якутская АССР по обширности своей территории, по своим естественным богатствам занимает важнейшее место среди восточных районов нашей страны. По своей территории она составляет одну седьмую часть всего Советского Союза. В Якутии имеются огромные запасы высококачественного каменного угля, железной руды, цвет­ных и редких металлов. Она станет центром алмазе добывающей про­мышленности всего Союза, призванной сыграть большую роль в ус­корении технического прогресса не только в СССР, но и всех стран народной демократии.
Быстрое развитие производительных сил и культуры Якутской АССР требует от нас дальнейшего усиления и улучшения качества подготовки особенно инженерно-технических кадров, а также кадров высококвалифицированных работников сельского хозяйства, медицины, народного образования с учетом местных условий, где эти специалисты и будут работать.
Совет Министров Союза своим Постановлением от 23 августа 1956 года принял предложение Совета Министров Российской Федерации и Министерства высшего образования СССР об организации в 1956 году на базе Якутского педагогического института — Якутского государственного университета.
Организация Якутского государственного университета — большое событие в жизни народов Крайнего Севера — якутов, эвенов, эвенков и других. Оно свидетельствует об огромной заботе нашей партии и правительства о дальнейшем расцвете социалистической экономики и социалистической по содержанию, национальной по форме культуры народов Якутии.
Якутский государственный университет призван готовить национальные кадры инженеров-геологоразведчиков, горных инженеров, инженеров-строителей, научных работников и учителей для средних школ по истории, русскому языку и литературе, якутскому языку и литературе, биологии, химии, географии, физике, математике и дру­гим предметам, врачей, ветеринаров, зоотехников.
В соответствии с возложенными на него задачами Якутский государственный университет имеет факультеты: гуманитарный с отделениями истории, русского языка и литературы, русского языка и литературы для якутских школ, якутского языка и литературы; технический с отделениями геологии и разведки месторождений полез­ных ископаемых, разработки месторождений полезных ископаемых, промышленного и гражданского строительства, физики и математи­ки; естественный с отделениями биологии и географии; сельскохо­зяйственный с отделениями ветеринарии и зоотехники. В дальней­шем будет открыт также и медицинский факультет.
Таким образом, структура Якутского государственного университета отличается большой сложностью, продиктованной особеннос­тями развития республики. Испытывая острую потребность в высо­ко квалифицированных специалистах в самых различных областях народного хозяйства, республика, однако, в силу малочисленности своего населения, пока не может иметь самостоятельные высшие учебные заведения — геологические, строительные, сельскохозяй­ственные, медицинские и т.д.
Продолжая дальше улучшать дело подготовки педагогических кадров, принимая тем самым активное участие в дальнейшем подъеме народного образования, высшая школа республики должна вместе с тем решать и качественно новые задачи. Этой новой задачей и явля­ется подготовка технических кадров на месте.
Промышленность и сельское хозяйство республики, благодаря братской помощи великого русского народа и других народов нашей страны, оснащены и все богаче оснащаются первоклассной техникой. Но в настоящее время уровень технической культуры местного населения еще низок. Подготовка высококвалифицированных тех­нических кадров из местного населения серьезно поможет дальней­шему подъему его материальной и духовной культуры, будет способ­ствовать решению задач, вытекающих из директив XX съезда партии по шестому пятилетнему плану, задач крутого подъема промышлен­ности, сельского хозяйства и культуры республики.
XX съезд партии поставил перед высшей школой ответственные задачи по повышению качества подготовки специалистов и улучшению научной работы в ВУЗах. Советское правительство приняло спе­циальное решение об улучшении научной работы в ВУЗах. Это ре­шение вносит коренные изменения в принцип комплектования шта­тов кафедр, особо подчеркивает необходимость усиления научно-исследовательской работы преподавателей ВУЗов, улучшения само­стоятельной работы студентов, изжития школярства и натаскивания учащихся.
Перед профессорско-преподавательским составом нового университета, начинающего свои первые шаги в обстановке серьезных пе­ремен в работе советской высшей школы, стоят большие и ответ­ственные задачи.