ДРЕВО ЗНАНИЙ, ДРЕВО ЖИЗНИ ЯКУТСКОГО ФИЛОСОФА

ДРЕВО ЗНАНИЙ, ДРЕВО ЖИЗНИ ЯКУТСКОГО ФИЛОСОФА

К 100-летию со дня рождения Авксентия Егоровича Мординова

М.Е.Николаев
Заместитель Председателя Совета Федерации,
Первый Президент Республики Саха (Якутия)
НА СВЕТ ПУТЕВОДНОЙ ЗВЕЗДЫ
В летописи замечательных событий, послуживших мощным импульсом к дальнейшему развитию Якутии как цивилизации, навсегда останется дата открытия Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова. Историческая ценность этого события будет осознаваться нами с каждым годом всё более отчетливо и благодарно. Так некогда высаженное кем-то тоненькое деревце мы вдруг начинаем замечать и восхищённо им любоваться лишь только тогда, когда окрепнет и раздастся вширь его ствол, когда появятся на нём крепкие ветви, отяжеленные богатыми сочными плодами. Исчезает вдруг время, и кажется нам, что это прекрасное дерево здесь росло вечно.
Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова в начале XXI века уже превратился в такое дерево. Сегодня он украшает обширное пространство науки и высшего образования не только родной Якутии, но и всего Дальнего Востока России.
Радуясь его красоте и силе, его щедрым плодам, мы справедливо вспоминаем тех, кто посадил и взрастил это прекрасное дерево. И вот в моей благодарной памяти возникает светлый образ нашего седовласого мудреца Авксентия Егоровича Мординова – инициатора создания и первого ректора Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова. Будь он сегодня с нами, мы бы поздравляли его со 100-летием со дня рождения, ведь Авксентий Егорович родился 23 февраля 1910 года. И мы поздравляем его, потому что для нас он остаётся живым в самой надёжной памяти – в памяти сердца.
Сто лет назад Авксентий Егорович Мординов родился в семье бедного якутского крестьянина из Усть-Амгинского наслега (Хоптолоох) Таттинского улуса. В возрасте девяти лет он поступил в Чычымахскую начальную школу. Затем продолжил учебу в Черкехской семилетней школе. Перед способным юношей открыл свои двери Якутский педагогический техникум. И здесь он был среди лучших, мечтая о получении высшего образования.
Успехи в учебе, яркая одарённость окрылили его робкую мечту о высшем образовании, и в 1930 году привели якутского юношу в столицу, в стены Московского государственного пединститута имени В.И.Ленина. Но и здесь ему показалось тесно: после окончания третьего курса он переводится в Историко-филологический институт Москвы.
Свободное от учебы время посвящал общественной работе, масштабы которой выходили за рамки выполнения мелких поручений. Это была серьёзная просветительская деятельность. По поручению Московского горкома и Центрального комитета комсомола, Мординов участвовал в проведении кампании всеобуча в Московской области и даже в Северо-Кавказском крае. Он также преподавал в Московской высшей школе Детского коммунистического движения.
В Москве начал публиковаться в газетах и журналах, оттачивая своё перо как будущий глубокий научный исследователь в вопросах национальных отношений.
Ему было 24 года, когда он вернулся на родину и стал преподавателем первого в республике высшего учебного заведения – Якутского педагогического института. В 1936 году его назначили, по совместительству, ученым секретарем Научно-исследовательского института языка и культуры при Совете народных комиссаров Якутской АССР. Руководил Институтом яркий революционер, выдающийся государственный и общественный деятель, талантливый поэт и писатель Платон Алексеевич Ойунский. Они близко познакомились и всегда были в дружеских отношениях.
А.Е. Мординов активно участвовал в увековечивании имени П.А. Ойунского в 1993 году.
Замечу, что, поступив на преподавательскую работу в Якутский педагогический институт, А. Е. Мординов до своей светлой кончины в 1993 году продуктивно работал — практически в одних стенах — сначала института, а затем и созданного на его базе Якутского государственного университета. Он с честью прошёл долгий, полный напряженного и плодотворного труда, творческий путь от рядового преподавателя до заведующего кафедрой философии. Он прошёл его под путеводной звездой науки и высшего образования, подготовки и воспитания достойной молодой смены ученых и специалистов для родной республики. Первым из якутов А.Е.Мординов стал доктором философских наук. В 1954 году он успешно защитил докторскую диссертацию по проблеме взаимоотношений национальных культур в полиэтническом государстве, каким являлся СССР.
МОГУЧЕЕ ДРЕВО ЗНАНИЙ
Есть люди, которые украшают, как могучее дерево украшает сад, парк, лес, тайгу, — украшают свой народ. По ним судят о самом народе, и их считают символами народа.
Таким человеком был Авксентий Егорович Мординов.
А. Е. Мординов, познав плодов от древа знаний, став преподавателем вуза, мечтал о том, что наступит время и просвещенный и развитый якутский народ, населяющий отдаленный экономически отсталый район страны, получит современные знания и станет жить и работать по-современному. Он хотел, чтобы народ саха находился в сообществе передовых и культурных наций мира как равный среди равных.
Одного педагогического института для бурно развивающейся Якутии было явно недостаточно. Нужен был университет, позволяющий формировать специалистов по всем нужным для экономики и общества дисциплинам. На основе университета можно было бы развивать науку, высшее образование, школу и через них все отрасли экономики республики, технологии, инфраструктуру, культуру.
Много народов и национальностей населяют землю. Но не каждому из них до сих пор предоставлена возможность развиваться в русле мировой цивилизации. Издавна непременным признаком прогресса нации признавали университеты. А они стали появляться в передовых странах Африки, Азии и Европы примерно тысячу лет назад. Университетами они назывались потому, что в них изучали, помимо теологии, и многие светские науки: медицину, философию, математику, астрономию, историю и другие.
Проходят века, прежде чем университет станет средоточием науки и культуры, и начнёт сеять зерна передовых знаний времени.
Великим достижением Российского государства был в своё время создан Московский государственный университет, где выросли ученые, прославившие свою родину.
Мир стал свидетелем гигантского прорыва в науке и образовании Советского Союза после Великой Отечественной войны. Тогда наша страна добилась впечатляющих успехов в области ядерной физики, математики, механики, ракетостроения, космонавтики и передовых технологий технологии. Благодаря российским ученым, наша страна стала второй державой в мире после США.
Еще не были восстановлены послевоенные руины городов, а в Москве на Воробьёвых горах уже вознёсся в небо невиданный по масштабам комплекс МГУ имени М.В.Ломоносова.
Бурно развивались наука и высшее образование в Сибири и на Дальнем Востоке. Новосибирский Академгородок, созданный энергией и талантом крупнейшего советского ученого и организатора науки академика Михаила Алексеевича Лаврентьев, стал генератором развития науки, образования и экономики на всем пространстве Сибири и Дальнего Востока, да и страны в целом.
В это время Авксентий Егорович Мординов приступил к выполнению главного дела своей жизни – к организации на база педагогического института полноценного университета в Якутске.
Ученый мыслил стратегически. Для комплексного развития производительных сил громадной по территории республики, раскинувшейся на более чем в 3 млн. кв. км. и обладавшей уникальными запасами природных ресурсов, надо было развивать горнодобывающую, строительную индустрию, а для этого усиливать энергетическую базу, изучать земные недра, развивать транспорт и связь, повышать производительность и рентабельность сельского хозяйства, укреплять здоровье северян, делать их жизнь в суровых природно-климатических условиях более комфортной.
Известно, что человек развивается, лишь познавая мир и себя, неустанно преодолевая трудности. Без преодоления жизнь теряет смысл.
Добиться правительственного решения о создании университета в Якутии было делом непростым, а многим казалось, что просто невозможным. Власти республики поддерживали А.Е.Мординова и его единомышленников. Но решение принималось в Москве. Было также известно, что выбор правительства страны склоняется к Бурятии.
Потребовались тяжелая переписка, изнурительные поездки в Москву и нелёгкие походы по коридорам власти. Необходимо было убеждать, доказывать и при этом самому не падать духом и непременно побеждать, доводить начатое до логического конца. По части упорства и терпения Авксентию Егоровичу было не занимать – истинно якутский характер.
Он видел, что полноценная материальная база для университета еще не создана, но политический момент был благоприятным. Страна тогда готовилась торжественно отметить 325-ю годовщину со дня вхождения Якутии в состав России. Второго столь удобного случая, когда университет выглядел бы как подарок государства народу, пришлось бы ждать неопределенно долго. И, возможно, тогда бы не нашлось второго Мординова, способного преодолеть все бюрократические и иные препоны на пути создания университета в Якутии.
Как вначале в Якутске, так потом и в Москве, он убедительно доказывал, что в столице республики уже имеются достаточная для начала работы университета материальная база, подготовленные профессорско-преподавательские кадры, способные на высоком уровне готовить непосредственно на месте, в республике специалистов с высшим образованием.
А.Е.Мординов сумел доказать необходимость создания университета прежде всего министру высшего образования СССР. Его убедительные и настойчивые доводы в конце концов возымели действие и, вот, Совет Министров СССР 23 августа 1956 года принял долгожданное постановление о преобразовании Якутского государственного педагогического института в городе Якутске в Якутский государственный университет.
В новом университете, в соответствии с замыслом Авксентия Егоровича, последовательно были созданы инженерно-технический, горный факультеты, сельскохозяйственный факультет, медицинский, физико-математический, биолого-географический и другие факультеты.
В 1956 году профессор А.Е.Мординов был назначен ректором Якутского государственного университета.
ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕМ
А.Е. Мординов только три года проработал ректором, университета. Но он оставил после себя реальные плоды труда и неповторимый стиль работы университета, который характерен для него и поныне. Это, прежде всего, бережное отношение к студентам, особенно к тем, которые приезжают из далеких сел и деревень.
Ведь в 50-е годы в селах было мало людей с высшим образованием. И кадровый вопрос стоял очень остро. До этого учителя и врачи в якутские села приезжали по направлению из центральных областей России. И эти люди высокого долга навсегда оставили в благодарной памяти народа саха светлый образ специалиста из далекого благополучного центра.
А.Е.Мординов надеялся на то, что университет получит действенную поддержку для своего развития и будет востребован для решения назревших и перспективных проблем системного развития республики. Однако не все руководители в республике мыслили столь масштабно и глубоко. Да и не представляли многие себе перспективы развития Якутии, уникальное место университета в развитии производительных сил. В те времена многие руководители смотрели на университет как на прежний педагогический институт. Я убедился на личном опыте, что для инновационного развития образования в любые времена мало оборудовать классы и лаборатории. Нужны кардинальные перемены в сознании чиновников – организаторов образования, педагогов, родителей и самих обучающихся. Культура перемен – это инновационная культура.
Не мудрено, что Университет долго не получал достаточных капитальных вложений для строительства новых учебных корпусов, общежитий и жилья для профессорско-преподавательского состава. Иные факультеты выглядели, прямо скажем, весьма убого. Но ни студенты, ни преподаватели не унывали, излучали энергию и оптимизм. Они верили в свой университет и в его мудрого ректора.
Много лет назад я присутствовал на одном совещании в Якутском госуниверситете. Слово взял профессор, историк Георгий Прокопьевич Башарин. Мне запомнились его слова о том, что якутский народ должен беречь свой университет, что мы должны заботиться об университете, и мы можем гордиться им. Ибо Якутский государственный университет сделал якутский народ грамотным и цивилизованным. Благодаря университету народы Якутии приобщились к знаниям человечества. Народам Якутии стали доступны профессии учителя, врача и инженера. Открылись врата в мир прогресса и развития. Народы Якутии получили возможность научного исследования и эффективного использования богатейших природных ресурсов своей республики.
Прав был профессор Г.П.Башарин. Без Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова не было бы современной цивилизованной Якутии. И народ саха сегодня не был бы в числе равных среди сообщества цивилизованных народов мира.
Первый ректор Якутского государственного университета неустанно заботился о том, чтобы университет выступал главным, основным центром высшего образования и просвещения для народа республики. Университет должен был стать генератором смелых инновационных идей, локомотивом в разработке новейших технологий, а также высокой культуры.
Сегодня ордена Дружбы народов Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова переживает период расцвета. Его выпускники успешно работают в республике и за её пределами – престиж их диплома как никогда высок. Университет раздвинул свои границы и сам пришел в отдалённые регионы республики через филиалы, через информационные технологии.
С рабочими поездками я посетил много стран, всегда встречаюсь со своими парламентскими коллегами. Интересуюсь о том, как тут поживают мои земляки. Они с удивлением узнают, что всюду, где бы я ни был, в Европе ли, в Америке или в Китае и Японии, встречаю девушек и юношей из Якутии. И якутяне, живущие за рубежом, это – в основном выпускники Якутского госуниверситета. То, что они успешно работают и учатся в самых разных уголках нашей планеты, убедительно свидетельствует о возросших возможностях и потенциале нашего университета. Наш университет уже сегодня дает знания мирового уровня.
Глядя сегодня на это могучее и красивое древо знаний, древо жизни, каким мне видится наш университет, я невольно вспоминаю светлый образ мудрого садовника, который некогда высадил здесь слабый саженец, долгие годы заботливо за ним ухаживал и оставил нам и всем поколениям якутян XXI века цветущим и обильно плодоносящим. Что может быть прекраснее этого драгоценного дара?

АЛМАЗНЫЕ ГРАНИ ТАЛАНТА
Профессиональный философ, Авксентий Егорович Мординов останется навсегда первым из народа саха доктором философских наук. Он защищал докторскую диссертацию в Институте философии АН СССР в Москве, исследуя проблему сохранения национальной формы отечественной культуры.
В последние годы он с увлечением исследовал проблемы становления мировоззрения и самосознания своего родного народа саха.
В своих чрезвычайно интересных и глубоких исследованиях он выявил эпическую стадию развития народа, которую можно сравнить с периодом формирования личности отдельного человека. Именно в тот далёкий исторический период жизни народа саха создавался его героический эпос — олонхо. По своему глубинному содержанию, Олонхо в увлекательной поэтической форме отражает вечную непримиримую борьбу сил добра с силами зла и победу над злом во имя вечной жизни. Как истинный мудрец он бережно относился к духовным и культурным этническим традициям народа. В 1982 году в трех номерах журнала «Хотугу сулус» была опубликована его статья на якутском языке под названием «Формирование философской мысли якутов».
Важным периодом творческой научной исследовательской деятельности Авксентия Егоровича следует считать его совместную работу в университете с бывшим доктором исторически наук Георгием Прокопьевичем Башариным. Они были единомышленниками во взглядах на творчество первых якутских писателей Алексея Кулаковского, Анемподиста Софронова и Николая Неустроева, ставших жертвами политических инсинуаций. Потребовалось огромное гражданское мужество как от автора нашумевшей книги «Три якутских писателя реалиста-просветителя» Г.П.Башарина, так и от редактора этой книги А.Е.Мординова. Несмотря на обрушившиеся со стороны политической власти репрессии, главным образом, на автора книги, их мужская дружба не дала трещину, наоборот, ещё более окрепла. Они выстояли и победили. Это стало прекрасным уроком жизни для всей якутской интеллигенции.
Удивительно многогранная личность, поразительные творческие способности Авксентия Егоровича, каждое дело, за которое он брался, каждый его поступок вызывали восхищение у всех знавших его людей. Он никогда ничего не делал наполовину – только от начала до конца и с наивысшим качеством, всегда надёжно.
Он никогда не поднимался на кафедру со «шпаргалками» в руках. Лекции на любую сложную тему читал свободно, увлекательно, без бумажек. Обладал потрясающей силой памяти.
Он блестяще владел образным якутским и русским языком, слыл прекрасным литературным переводчиком. А.Е.Мординов дал возможность своему народу читать на родном языке переведённые им произведения многих русских писателей В его блестящем переводе якутские читатели могли познакомиться с произведениями А.Чехова, В.Короленко, М.Шолохова.
Чем занимался студент Мординов в свободное от посещения лекций время? Мы уже упоминали о его занятиях просветительской деятельностью мало того, он ещё и перевел на якутский язык школьные учебники по истории, географии и природоведению. Встретить бы нынче где-нибудь такого студента.
За годы учебы он также отточил свое перо публициста. Выступал в газетах со статьями, которые отличали фактическая точность, доступность понимания, красота, порой изящество стиля. Независимо от того, на каком языке очередной текст был написан. Мало кто знает, что в 30-е годы он исполнял обязанности редактора республиканской газеты «Кыым». Еще студентом педагогического техникума, до отъезда на учебу Москву, он работал ответственным секретарем республиканской комсомольской газеты.
Журналисты знают, что седовласый мудрец до последних дней своей деятельной жизни активно сотрудничал с республиканскими газетами, журналами, выступал по радио и телевидению. Все знают также, что это он написал и выпустил книгу «Якутия в Великой Отечественной войне Советского Союза». В 1944 году.
Заслуги А.Е. Мординова в научной, педагогической и общественной деятельности были отмечены государством. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Он также награжден медалью академика Вавилова как выдающийся просветитель народа.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН – ЕГО И НАШЕ ВРЕМЯ
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
После того, как в декабре 1991 года меня избрали Президентом Республики, моими главными помощниками в переустройстве всей нашей жизни стали Якутский государственный университет и Якутский научный центр СО РАН.
Я смог воочию убедиться в высоком качестве научного и чисто человеческого, нравственного капитала Якутского госуниверситета. Интеллектуальный потенциал университета позволял нам решать самые сложные задачи, а кадры преподавателей и научных работников пополнили и укрепили наше молодое правительство.
В то памятное время мне особенно часто приводилось встречаться с мудрым Авксентием Егоровичем Мординовым и обсуждать с ним самые насущные задачи времени. Своим спокойствием, рассудительностью, обширными знаниями он вносил в нашу работу уверенность за качество принимаемых решений, и также вместе с коллегами по науке находил оптимальные пути их осуществления. Первейшей задачей было сохранить народ и жизнеобеспечивающие отрасли экономики в условяих хозяйственной разрухи тех лет.
Порой наши совместные заседания по накалу страстей были похожими на заседание фронтового штаба. Неизменным оставалось спокойствие и выдержка, неисчерпаемая мудрость Авксентия Егоровича.
В то бурное и плохо предсказуемое время мы сумели сохранить свой народ, основные промышленные отрасли экономики, гражданский мир, сплоченность общества. Вместо «шоковой терапии» Якутия нашла более мягкие средства, в отличие от многих других регионов страны..
Опираясь на науку, национальные научные кадры и разработки помощью научных кадров республики мы без ущерба для народа перевели экономику на рыночные условия.
В политическом плане расширили самостоятельность Республики Саха (Якутия), повысили её государственный статус.
И одним из творцов коренных пермен в жизни республики был наш якутский философ Авксентий Егорович Мординов.
В XX веке началось научное исследование и практическое освоение Севера. Самым значительным успехом этой политики был Северный морской путь, благодаря которому народы Севера и Дальнего Востока по-настоящему стали частью единой страны.
К сожалению, в XXI веке российская Арктика оказалась отброшенной на десятилетия назад по сравнению с тем временем, когда начальником Северного морского пути работал академик Отто Юльевич Шмидт.
Время не стоит на месте. Якутскому государственному университетау предстоит стать Северо-Восточным федеральным университетом.
В этом акте я вижу, прежде всего, признание состоятельности и профессионализма всего коллектива Якутского госуниверситета. Дело, начатое первым ректором Авксентием Егоровичем Мординовым, поднимается на новый уровень развития. Наш университет выходит за рамки республики, и будет уже готовить специалистов для всего Северо-Востока страны. Это и Восточная Сибирь, и Дальний Восток, и Чукотка, и Камчатка.
Закончился период, когда наш университет был провинциальным учебным заведением. Он становится одним из федеральных центров высшего образования России.
Новому Северо-Восточному университету предстоит подготовить переход Якутии в постиндустриальную эпоху. Изменить мышление и сложившийся менталитет человека — громадное по сложности и по размаху дело. Надо подготовить людей мыслящих по-новому, по-иному представляющих экономический процесс.
В условиях стремительного развития информационных технологий, нанотехнологий и техники в целом новому федеральному университету в Якутске предстоит уделить первостепенное внимание развитию фундаментальных знаний, особенно математических и естественных наук, инженерной науки и арктической медицины.
В этой связи я бы предложил усилить структуру университета и укрупнить факультеты, преобразовать их в институты. Например, пришло время преобразовать Факультет иностранных языков в Институт иностранных языков при Северо-Восточном федеральном университете.
Новому Северо-Восточному федеральному университету для динамичного развития надо будет установить живые и прочные связи с ведущими университетами страны. Надо в них создать совместные научно-экспериментальные базы и исследовательские лаборатории. Это касается не только МГУ и вузов Санкт-Петербурга, но и вузов Новосибирска, Томска и Дальнего Востока. Более того, современный университет должен иметь широкие связи и с иностранными вузами.
Мы живем в Арктике. Необходимо сосредоточиться на ключевых вопросах дальнейшего цивилизованного освоения и развития Севера и Арктики. Главное при этом – сконцентрировать силы и средства на решении проблем, связанных с повышением качества жизни и деятельности человека на Севере.
Это и проблемы градостроительства в условиях Севера. Обеспечение деятельности горнодобывающей промышленности при низких температурах.
Села и деревни необходимо модернизировать. Развивать в них современные предприятия инновационной экономики, выпускающие продукцию при малых затратах сырья и энергии.
Можно повысить автономность жизнеобеспечения обеспечения сел при помощи возобновляемых источников энергии и используя информационные технологии. Новые средства коммуникации свяжут воедино все населенные пункты республики. А транспорт и связь на Севере первостепенно важны.
Села и города Якутии должны быть удобными для жизни и работы. Все они должны быть обеспеченными теплом, водой, электроэнергией, средствами связи. При этом постепенно переходить от нефти и газа на возобновляемые источники энергии воды, солнечных лучей, ветра, морских приливов и отливов.
Развитие Якутии ускорится, когда будет восстановлен Северный морской путь. Республика призвана самым активным образом принимать участие в этом грандиозном и чрезвычайно актуальном проекте .
Новый Северо-Восточный федеральный университет может развиваться по примеру успешных вузов Северной Европы, США, Канады, Исландии и Гренландии. Эти университеты развивают науку и готовят специалистов для освоения Арктики и организации на Севере комфортных условий для жизни и труда человека.
Задачи руководства нового Северо-Восточного федерального университета я вижу в новом прорыве на пути развития университета Якутии. Надо вывести наш университет на новый уровень – мировой. Дело чести профессоров и преподавателей Северо-Восточного федерального университета выполнить эту задачу.
Пример ректора А.Е.Мординова, сумевшего создать первый университет на Северо-Востоке России вдохновляет всех якутян. Мы верим в успех Северо-Восточного федерального университета.
Авксентий Егорович Мординов говорил, что северяне терпеливы, в силу суровых климатических условий, а также настойчивы и умелы в своем труде. В этом непременное условие выживания на Севера. Именно такие качества потребуются всем нам, чтобы ещё раз создать, выстроить по-новому в республике университет, но с ещё более высоким качеством.
Имя Авксентия Егоровича Мординова будет освещать наш новый путь – путь в глубины XXI информационного века и навсегда останется начертанным на мраморных плитах Якутского госуниверситета, в разуме и сердцах, в вечной памяти народа саха.
Якутский народ никогда не забывает своих славных сыновей и дочерей.
Москва
Февраль 2010 г.